Как выбрать летнюю и зимнюю резину

С точки зрения законодательства нашей страны требование использования резины в соответствии с временем года носит рекомендательный характер. Однако с точки зрения удобства езды, опытные водители (или водители, получившие негативный опыт в результате езды зимой на летних шинах), предпочитают своевременно менять «обувь» собственного автомобиля.

В ряде стран, (примером может служить Германия, Австрия, Норвегия, Латвия) водители обязаны использовать зимой соответствующую резину (иногда альтернативой может являться использование летней резины, дополненной цепями), в законах этих стран четко прописаны даты начала и завершения зимнего сезона. В Российской Федерации ведется работа по созданию подобных законопроектов, однако эта работа значительно осложняется размерами территории и значительных отличий погодных условий в разных регионах.

Отличия летней резины

Одно из отличий летних шин от зимних заключается в том, что резина, используемая для изготовления летних шин, является более твердой – от этого зависит сразу несколько эксплуатационных характеристик изделия. Так, если летом использовать  зимние шины, они будут изнашиваться значительно быстрее, относительно мягкая зимняя резина будет «таять» на раскаленном асфальте. Кроме того, сцепление автомобиля с дорогой будет намного хуже.

Протектор у летних шин также отличается, поскольку природа нагрузок на шину в разные сезоны отличается. Так, зимние шины позволяют обеспечить отличную управляемость на заснеженной или обледенелой трассе благодаря шипам и прочим элементам протектора, которые летом представляют собой помеху при вождении.

Отдельно стоит отметить шины, позиционируемые производителями как «всесезонные». Такие шины станут отличным решением для местности, где климатические изменения при смене сезонов года являются минимальными (в первую очередь, это относится к температурному режиму). Так, отсутствие снега, обледенения дороги зимой и сильной жары летом делают эксплуатацию таких шин вполне оправданным. Однако если климатические изменения являются значительными, то всесезонная резина демонстрирует резкое отличие в сторону ухудшения эксплуатационных характеристик относительно сезонных шин.

Низкопрофильная резина

Шины с низким профилем (о том, что это такое можно прочитать в статье «Как разобраться в маркировке шин») могут сделать управление более «четким», водителю легче контролировать автомобиль на высоких скоростях, иными словами – такие шины предназначены для активного стиля вождения.

Но низкопрофильные  шины хороши исключительно для эксплуатации на дорогах хорошего качества. Если на дорогах, по которым обычно передвигается владелец авто, имеются выбоины, неровности – такие шины станут причиной выхода из строя подвески.

Шины с высоким профилем хорошо «компенсируют» неровности дорожного полотна, тем самым продлевая срок службы автомобиля, а также обеспечивают более высокий уровень комфорта. Есть еще целый ряд достоинств и недостатков низкопрофильных шин, более подробно об особенностях «поведения» низкопрофильной резины можно узнать в статье «Низкопрофильные шины».

Широкая резина

Для езды в летний период рекомендуется выбирать более широкие шины, поскольку такие шины обеспечивают улучшенные динамические характеристики автомобиля (управляемость, быстрый разгон и торможение). Это достигается, главным образом, за счет изменения конфигурации «пятна контакта» с дорогой.

Однако, выбирая широкую резину, необходимо учитывать не только ширину, но и качество самого изделия (состав резины). Этот параметр прямо не указан в маркировке, да и вряд ли состав резины может о многом рассказать потребителю, неосведомленному в столь специфических деталях.

Критериями для выбора качественной широкой резины могут быть высокий индекс скорости, наличие маркировки UHP, а также цена. Кроме того, косвенной гарантией высокого качества может служить бренд, принадлежащий европейскому или американскому изготовителю. В случае приобретения китайских шин маркировка может не всегда соответствовать реальным характеристикам резины. Более подробно о шинах с маркировкой UHP –Ultra High Performance (эта аббревиатура означает «высокопроизводительные» шины), можно узнать в статье «Назначение и преимущества скоростных шин UHP» (ссылка).

Обратной стороной широкой резины является повышенный расход топлива, поскольку увеличение «пятна контакта» связано с повышением «сопротивления качению». Выбирая широкие шины, необходимо помнить, что риск «аквапланирования» начинается на более низкой скорости. Аквапланирование возникает, когда колесо не успевает отводить воду из «пятна контакта», в результате чего возникает водная пленка между колесом и поверхностью дороги, автомобиль становится неуправляемым.

Отличия зимней резины

Основные отличия зимних шин от летних – более «мягкая» резина, из которой изготовлены зимние шины, а также рисунок протектора. При температуре выше 5 градусов по Цельсию эксплуатировать зимние шины не рекомендуется, поскольку мягкая резина «плавится» под действием температуры, увеличивается степень износа шин, управляемость автомобиля значительно снижается. Летняя резина (более жесткая), наоборот, с понижением температуры «дубеет», увеличивается вероятность заноса, кроме того, колесо может буквально разорваться даже при небольшом проколе.

Естественно, что для передвижения по обледенелой, заснеженной трассе, а также для передвижения в условиях бездорожья зимой рисунок протектора зимней шины должен значительно отличаться от протектора на летней резине. О том, какие конфигурации профиля используются производителями для достижения различных качеств шин, будет рассказано несколько позже.

Шипованная или нешипованная резина

Шипованные шины могут быть незаменимым подспорьем в определенных условиях передвижения. При езде по гладкому льду или укатанному снегу возрастает разгонная динамика, улучшается курсовая устойчивость и уменьшается тормозной путь (в сравнении с нешипованными шинами, имеющими подобный рисунок протектора).

При езде на очищенном асфальте шины с шипами проигрывают нешипованной резине в обеспечении курсовой устойчивости, комфорту передвижения (в первую очередь, это высокий уровень шума), может возрасти тормозной путь. В некоторой степени свойства шипованной резины теряются в теплую погоду на подтаявшем снегу.

Таким образом, для мегаполиса, где за состоянием дорог зимой тщательно следят дорожные службы, водитель транспортного средства вполне может обойтись без шипованной резины. Если же транспортное средство зимой эксплуатируется в смешанном цикле (город, трасса, областные дороги), то шипованная резина может значительно облегчить управление автомобилем и сделать езду более комфортной.

Другие статьи (11)